Дельвиг Андрей Иванович родился 13.03.1813 г. в с. Студенец Задонского уезда Воронежской губернии, умер в 20.01.1887г. в г. Санкт-Петербурге. Барон, военный и государственный деятель, инженер, генерал-лейтенант (1868г.), сенатор (1869г.), двоюродный брат поэта А.А. Дельвига. Детство провел в имении своих родственников по матери кн. Волконских, подаренном прадеду Дельвига Г.И. Волконскому императором Петром Великим. Воспитывался в пансионате Лопухиной в Москве ( 1828- 1829) и институте корпуса инженеров путей сообщения в Санкт-Петербурге (1830). В 1842 г. участвовал в экспедиции против горцев на Кавказе, где руководил инженерными работами, и венгерской компании 1849г. в качестве инспектора военных путей сообщения. С 1832 г. по 1861гг. принимал участие в строительстве инженерных сооружений, московского и нижегородского шоссе и водопровода, Николаевского моста и др. В 1852-1861 гг. — председатель архитектурного совета комиссии по строительству Храма Христа Спасителя. С 1856г. член Русского Императорского географического общества.
Одним из первых предложил решение проблемы снабжения крупных городов питьевой водой. Его «Руководство к устройству водопровода» (Москва, 1856) удостоено Демидовской премии Российской Академии наук. В 1861-1871 гг. – главный инспектор частных железных дорог, принимал участие в строительстве Николаевской железной дороги под руководством графа П.А. Клемойдова. Способствовал развитию сети железных дорог в России. С 1869 г. – член Совета Министерства Путей Сообщения, неоднократно был управляющим МПС. При содействии и пожертвовании Дельвига было создано железнодорожное училище в Москве, названное его именем (1872). В 1880 г. в институте инженеров путей сообщения, в Московском железнодорожном училище и в Александрийском техническом училище в Ельце учреждены стипендии барона Дельвига. Член корпуса военных инженеров (1868), организатор и первый председатель Императорского Русского Технологического общества (1866-1870). Автор мемуаров.
К концу XVIII, (1850-70-е гг.) сельское хозяйство черноземной полосы становится житницей России. Сеяли рожь, просо, горох, сажали репу, технические культуры — лен, коноплю… начало развиваться садоводство и винокурение. После отмены крепостного права в 1861 году в нашем крае преобладало отработочное хозяйство. Чтобы не умереть с голоду, крестьяне переселялись в далекие края, уходили на заработки в Донбасс, в промышленные города, на строительство железных дорог. Крестьяне нашего села трудились на строительстве ж/д. Елец — Грязи, которая была пущена в1908 году.
1812 год – Отечественная война с Наполеоном.
В сентябре 1812 года было создано народное ополчение. В него вступил каждый двадцатый мужчина нашего села. Население снабжало армию всем необходимым. Население Ельца пожертвовало 9113 пудов сухарей, 2653 четверти овса, 3280 пар сапог, 6852 пары лаптей и 222480 рублей. Наше село в числе других оказывало помощь эвакуированным и раненым. За ратные подвиги было награждено 345 человека, в том числе 85 женщин.
1870 год. Было устроено почтовое сообщение между г. Задонском и с. Патриаршим, устроен мост через реку Проходню, стоивший уезду 1346 руб. 30 коп.
В 1872 году “Задонском уезде квартирует первый батальон Дорогобужского пехотного полка, штаб которого расположен в городе Задонске, а роты — в слободе Тюниной, селах Патриаршем, Репце и Новодубовом.
1895 год. Село Патриаршее (ныне Донское). «И здесь тоже безотрадное впечатление. На грязной базарной площади большие богатые дворы с кабаками и лавчонками, но огромная масса изб натыкана тесно друг к другу в непроезжих проулках без дворов, без одного деревца, среди возмутительного свинства и бесприютности. На крышах вместо соломы прелый навоз, труб нет, иные полураскрыты, иные провалились наполовину».
Перед Великой Октябрьской революцией в Нижне - Студенецкую волость входили: село Патриаршье (село Донское), село Верхний Студенец, село Бутырки, село Рогожино, село Галичья Гора, Задонье (д. Аненка). |